Гуманистический подход к оказанию психологической помощи осужденному


Гуманистический подход к оказанию психологической помощи осужденному
Отбывание наказания в местах лишения свободы, особенно в первый раз, является для большинства людей сильным психологическим стрессом. В то же время такое кардинальное изменение жизненной ситуации является для многих еще и экзистенциальным кризисом. Однако с точки зрения экзистенциально-гуманистического направления в психологии кризис, переживаемый человеком в местах лишения свободы, можно рассматривать как возможность обращения к внутренним ресурсам (В. Франкл). Для заключенного это может быть возможностью изменений в себе и в своей жизни, научиться чему-то новому, переосмыслить, а иногда и впервые осознать свой жизненный путь, собственные цели, ценности, отношение к себе и к другим людям.

Психологическая помощь в пенитенциарном учреждении может включать в себя психодиагностику, психологическое консультирование, психокоррекцию и психотерапевтическую деятельность (при наличии специальной подготовки в этой области), профориентацию, разнообразные тренинги и т.д. Оказание заключенному помощи должно строиться через сообщение ему объективной психологической информации и получение от него добровольного согласия на получение помощи, активное, исследовательское и творческое отношение человека к себе и своей проблеме, доверительных отношений к психологу. Все это возможно лишь при обеспечении психологической безопасности клиента и своего рода личностном комфорте заключенного при контакте с психологом. Поэтому пенитенциарному психологу надо создать такие условия для взаимодействия с клиентом, чтобы он (клиент) смог найти новые способы действия, новые переживания, новые мысли, новые цели для дальнейшей жизни.

Психологическая помощь в пенитенциарном учреждении, базируясь на экзистенциально-гуманистической парадигме, направлена на самоосознании осужденным себя как личности, на адекватном осознании им индивидуальных особенностей, желаний, целей, потенциальных способностей, чувств, мыслей и действий, на развитие самонаблюдения, самоанализа, самооценки и саморегуляции. Поэтому предпочтение отдается недирективному подходу. Проявлениями гуманистического подхода: 1) психологическое сопровождение осужденных на протяжении всего срока заключения; 2) субъект-субъектный подход к заключенным, который обеспечивает не механическое воздействие на них, а личностное соучаствующее сотрудничество; 3) принцип конъюнктивности взаимоотношений (при условии правдивости заключенного) и активное участие в его судьбе как человека; 4) развитие психологической культуры заключенного, которая обеспечивает ему осознание себя и окружающих. Методами при этом выступают: поиск общего интереса, накопление согласий, предоставление заключенному знаний о личностном изменении, обсуждение их, паритетные тактики и др.

 (C.В. Бабурин)

Литература: Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990; Алферов Ю.А., Козюля В.Г. Дезадаптация и стрессоустойчивость человека в преступной среде. - Домодедово, 1996; Анцыферова Л.И. Личность в тяжелых жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита.// Психологический журнал. 1994. № 1; Пирожков В.Ф. Некоторые проблемы повышения эффективности психологической службы. // Психологический журнал. 1997, № 2; Бабурин С.В. Психолого-педагогические условия адаптации и дезадаптации заключенных: Автореф. дисс. .. канд. психол. наук. -СПб., 1999.


Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. . 2003.